Главная
Меню сайта

Форма входа

 

Мини-чат
Заходи поговорим!
Андраникан ФОРУМ
 
 

Наш опрос



Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь новостей
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск

 

  
                                                        
                                                                                             

Серж Саргсян: У Армении больше оснований предъявлять Турции предусловия

Президент РА дал интервью радиостанции "Эхо Москвы” 

Круг тем, затронутых в интервью, касался в основном внешнеполитического блока проблем: нагорно-карабахское урегулирование и опасность возобновления войны, роль России в миротворческом процессе по Нагорному Карабаху, армяно-турецкие протоколы, взаимоотношения Армении с Ираном, с Грузией... В беседе, несмотря на ее политическую насыщенность, нашлось "место” и для армянской диаспоры. Президент Армении исчерпывающе ответил на все вопросы ведущего Сергея Бунтмана, в очередной расставив необходимые акценты.

В самом начале радиоэфира Серж Саргсян выразил соболезнование семьям погибших в теракте в "Домодедово” и руководству России. (Официальную телеграмму соболезнования он отправил накануне.)
Отвечая уже на вопрос о роли РФ в регионе и в частности в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, лидер Армении отметил, что российское руководство активно занято поисками мирных решений. Россия, по словам С.Саргсяна, — самый крупный и авторитетный игрок в нашем регионе, способный сдерживать гонку вооружений и возобновление боевых действий. "Не случайно Россия с самого начала была вовлечена в переговорный процесс. И первое соглашение о прекращении боевых действий было подписано именно при российском посредничестве. ...А еще через год было подписано соглашение об укреплении мер доверия, тоже с активным участием России”, — напомнил глава армянского государства. Касаясь позиции Армении по нагорно-карабахскому урегулированию, президент подчеркнул важность обязательств сторон о невозобновлении боевых действий. За последние полтора-два года разговоры о войне стали привычным делом, с сожалением констатировал он. И вместе с тем выразил уверенность, что войны можно избежать, сделав акцент на исключительно мирном способе урегулирования конфликта. А "единственный путь — это проведение референдума в Нагорном Карабахе или же признание результатов того референдума, который был проведен в 1991 году в полном соответствии с законодательством Советского Союза и международным правом”.
Президент уверен и в том, что вопрос может быть решен только компромиссным путем. Он напомнил, что предложенный в 2007 году сопредседателями Минской группы ОБСЕ документ, известный как Мадридские принципы, предполагает урегулирование конфликта именно на компромиссной основе. "Там три принципа. Первый принцип — это принцип территориальной целостности, второй принцип — самоопределение народа, третий принцип — неприменение силы или угроз. Понятно, что означает территориальная целостность, что означает самоопределение, и третий принцип тоже очень понятен”, — сказал Серж Саргсян.
"В 2007 году и мы, и Азербайджан после долгих раздумий дали согласие на решение конфликта в соответствии с Мадридскими принципами.
Но чем дальше, тем больше Азербайджан начал навязывать собственную трактовку этих принципов, — продолжил он. — И когда речь идет о принципе самоопределения, они говорят: да, но в составе Азербайджана. Понятно, что такое самоопределение можно назвать лишь усеченным самоопределением... И второе: мол, неприменение силы — это в том случае, если у государства нет "оккупированных территорий”. ...Каждый раз хочется напомнить, что, во-первых, в 1994 году мы подписали договор о перемирии. Целью являлось установление мира и решение вопроса. Никто еще не отменил положения этого договора, никто еще не отменил положения второго договора...”
Что касается нахождения определенных территорий под контролем карабахской армии, то это является следствием боевых действий, "которые не карабахцы начали”.
"Никто не отрицает, что да, есть территории, которые были в составе Азербайджана... и ныне находятся под контролем карабахской армии. Это несколько районов Азербайджана, которые граничат с Карабахом, над которыми был установлен контроль только с целью создания какого-то коридора, какой-то зоны безопасности, с тем чтобы из вооружения, которое тогда находилось в распоряжении азербайджанской армии, невозможно было обстрелять гражданские населенные пункты”, — пояснил Серж Саргсян и вновь акцентировал необходимость компромиссов. "...Если спросить карабахцев и вообще население Армении, то никто, конечно, не захочет ни сантиметра вернуть. Но, с другой стороны, мы на самом деле должны понимать, что любое решение должно привести к долговечному миру. И поэтому эти компромиссы необходимы. Но, конечно, нужны гарантии, что на самом деле долгосрочный мир будет установлен. А не так, как азербайджанцы говорят: пусть Карабах вернет все, что было, а потом будем говорить о судьбе Карабаха. Так не бывает”. "...Когда я говорю о долгосрочном мире, я имею в виду и какое-то изменение в психологии людей”, — развил тему Серж Саргсян, обратив внимание на антиармянскую риторику и ксенофобию в Азербайджане и отметив недопустимость гонки вооружений. "Азербайджан — единственная страна на пространстве ОБСЕ, которая бравирует своими военными расходами”, — сказал он и выразил недоумение позицией государств — членов ОБСЕ и ведущих мировых держав, которые, с одной стороны, говорят о мирном урегулировании карабахской проблемы, с другой — не реагируют адекватно на милитаризацию Азербайджана. При том что есть договор об обычных вооружениях в Европе, который подписан в том числе и Азербайджаном, соответственно это государство обязано придерживаться оговоренных в договоре квот на вооружение. ...”Не дай бог, если война разразится, насколько Армения готова к ней?” — на этот вопрос ведущего Серж Саргсян ответил предельно спокойно.
"Конечно, это самый нежелательный путь, — сказал он. — Но ...одного нашего желания мирным путем решить вопрос недостаточно. ...Если не будет другого выхода, мы... должны всеми средствами защищать свое население”. Президент напомнил про 90-е годы, когда все, кому не лень, говорили о том, что в случае полномасштабной войны в течение буквально нескольких дней азербайджанцы будут чай пить в Степанакерте, а кто-то — ноги омывать в Севане. Этого не произошло, потому что "мы защищали свою землю, мы защищали свои дома, свои семьи. ...И в 1994-м Азербайджан просто был вынужден просить перемирия”. "...Кажется, история повторяется. И сейчас тоже азербайджанцы считают, что у них армия такая боеспособная, что быстренько организует блицкриг и на этом вопрос будет закрыт. Мы готовы к любому развитию событий. Я много раз говорил и сейчас повторю: мы против войны. Но это не означает, что мы боимся воевать. Мы должны защищаться. У нас другого выхода просто нет. Потому что если каким-то чудом хоть на час Карабах окажется под управлением Азербайджана, там ни одного армянина не останется. Какая разница, каким образом потерять Карабах? А для человека, который там проживает, есть большая разница: сбежал ли он или смог защитить свой дом”.

После карабахской темы ведущий обратился к недавним переговорам лидера Армении с президентом Грузии, поинтересовавшись решениями, достигнутыми в ходе "короткого” визита Саакашвили в Ереван. Грузия — очень важное звено в цепи не только нашего транзита, но и в целом — сообщения с другими странами, пояснил лидер РА, подчеркнув нацеленность на политический диалог и на интегрирование экономик двух стран. При этом он не стал лакировать действительность: "конечно, некоторые вопросы остаются...” Но вопросы эти постоянно находятся в поле обсуждения с грузинским руководством. Ведущий Бунтман не мог не поинтересоваться тем, насколько осложняют диалог Армении с северным соседом российско-грузинские дела, проблемы Южной Осетии и Абхазии...
"Ни для кого не секрет, что Россия — наш стратегический партнер, сказал президент, отдав дань уважения и многовековым армяно-грузинским связям. ...Для нас было бы праздником, если бы отношения между Грузией и Россией наладились. Возможно, я больше грузин и россиян этого хочу”.
Также непосредственно и искренне президент ответил на вопрос о взаимоотношениях с Ираном, который является важной страной для Армении не только по той причине, что "мы через Иран общаемся с внешним миром” и что "иметь проблемы с Ираном означает еще более сузить ту "трубу”, через которую дышит Армения”. ...Иран — еще и страна, где проживает очень большая армянская диаспора, за которую, как сказал президент, несет ответственность и армянское государство.
"Дойдя” до Турции, "исторически важного узла” (определение Бунтмана) тональность беседы, естественно, несколько изменилась.
Протоколы (о нормализации отношений) были подписаны, и они должны были быть ратифицированы в турецком парламенте, а затем и в нашем, сказал президент, обратившись к теме предусловий, предъявляемых Анкарой, вследствие чего и заморожен процесс ратификации.
"У Армении было больше и моральных, и политических, и юридических оснований предъявлять Турции предварительные условия”, — заявил Серж Саргсян. Однако Армения нашла в себе силы идти цивилизованным путем, чего, увы, не смогла сделать Турция. Продолжение процесса урегулирования армяно-турецких отношений, по словам президента, "возможно только в случае, если турки без каких-либо предусловий ратифицируют эти протоколы”. А иначе — "для нас будет единственным выходом просто отозвать свою подпись под этими протоколами”.
"...Даже сейчас, когда мяч находится на их половине поля, они все равно пытаются вмешиваться в карабахский процесс,.. говорят о каком-то лидерстве в регионе, о неоосманизме. Политика, которую турки провозгласили, политика нулевых проблем (с соседями) сводится только к поискам решений, устраивающих турoк, Турцию. Что означает неоосманизм? Эти разговоры мы воспринимаем — мы, я имею в виду те люди, которые знакомы с историей Османской империи, — мы воспринимаем точно так же, как потомки уничтоженных в концентрационных лагерях людей воспринимают разговоры о чистоте арийской расы”, — заявил Серж Саргсян, высказав также твердое убеждение, что страна, имеющая проблемы с соседями, не может претендовать на лидерство в регионе.

И наконец процитируем выдержку из ответа главы РА на вопрос, касающийся армянской диаспоры. "Конечно, диаспора — наша боль. В диаспоре проживает вдвое больше людей, чем в Армении. Но вместе с тем это наша гордость. Мы гордимся даже самим существованием большой диаспоры в России, в США, во Франции, в Канаде, в других регионах. Но больше всего, конечно, гордимся успехами этих людей. Они смогли интегрироваться в эти общества, достигли вершин в конкретных областях, будь то искусство, наука, бизнес. ...Есть... сожаление, что эти люди не проживают постоянно в Армении”.


nv.am



Категория: Политика | Просмотров: 641 | Теги: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0